Архангельский Дмитрий Иванович

(1885-1980) – график, пейзажист, педагог, этнограф, археолог, краевед, первый учитель художника А.А. Пластова.

Arhangelskii

Родился 22 февраля 1885 г. в семье чиновника Симбирской духовной консистории. Рисовать начал рано, но интерес к обучению появился только после того, как мальчик побывал в мастерской художника-любителя, своего первого учителя А.В. Строганова. Родители определили сына в духовное училище, а затем в духовную семинарию. Учась в семинарии, Архангельский осваивал Закон Божий, однако талант все же оказался сильнее. Помогла встреча с художником-пейзажистом П.И. Пузыревским, выпускником Петербургской Академии художеств. С 1904 г. Архангельский учился у П.И. Пузыревского сначала на дому, а затем в «Трудовом пункте» (художественно-производственные мастерские), где художник вел пейзажный класс. Занятия у опытного мастера много дали молодому художнику и повлияли на выбор дальнейшего пути. Крепкая дружба помогла и в их дальнейшей преподавательской работе в учебных заведениях города. После окончания семинарии в 1906 г. Д. Архангельский по рекомендации П.И. Пузыревского и решению правления семинарии вел уроки рисования и живописи для семинаристов, работал учителем Воскресенской церковно-приходской школы. Работал он творчески, обучая детей не только рисовать, но и любить искусство, понимать его. Самостоятельные шаги в искусстве художник начал делать в 1906-1908 гг. Счастливым художник назвал впоследствии 1908 г. Выставочная комиссия губернской сельскохозяйственной выставки, где в художественном отделении впервые были представлены работы Архангельского, присудила ему Большую серебряную медаль за картину «Беляны на Волге», а за работы своих учеников из семинарии и церковно-приходской школы Архангельский получил похвальный отзыв. На этой выставке он принял приглашение в частную женскую гимназию Т.Н. Якубович, основанную в Симбирске в 1903 г., где работал приватным преподавателем до 1916 г. 1 ноября 1909 г. Д.И. Архангельский был допущен к преподаванию рисования в Симбирской классической гимназии. В 1909–1910 гг. во время летних каникул Архангельский занимается на курсах рисования А.И. Смирнова в Петербурге при Академии художеств, а в 1911–1913 гг. – в студии Я.С. Гольдблатта у живописца И.М. Грабовского. В 1913 г. он сдал экзамены при Академии художеств и получил Свидетельство, дающее официальное право на преподавание рисования. В 1913 г. Архангельский стал штатным учителем графического искусства в 1 высшем начальном училище, совмещая эту работу с преподаванием в женской и мужской гимназиях. Он регулярно устраивал в училище выставки своих картин и работ учеников, которые становились важными событиями в общественной жизни города. Кроме преподавания в учебных заведениях, Архангельский давал частные уроки на дому, проводил занятия в художественных студиях, на учительских курсах. Особенно ценным методическим пособием в работе учителей рисования явились созданные Д.И. Архангельским серии  открыток – отпечатанные литографическим способом пейзажи Симбирска, Волги, поволжских деревень.

            В 1912 г. Д. Архангельский и его ученики принимали участие в выставке, посвященной 100-летию со дня рождения И.А. Гончарова. Выставка экспонировалась в Симбирске в здании губернского земства, а с декабря 1911 г. до середины января 1912 г. – в Санкт-Петербурге в б. Меньшиковском дворце на Васильевском острове. Годы с 1908 по 1916 для Архангельского – время особенно интенсивного роста мастерства, начала активного участия в художественной жизни города, работы по популяризации искусства. В 1916 г. Дмитрий Иванович был призван на военную службу. В 1917 г. во время февральской революции был избран солдатским депутатом. Тяжело больным Архангельский в декабре 1917 г. вернулся в Симбирск, долго лечился, и в 1918 г. был освобождён от военной службы как учитель. Едва вернувшись в Симбирск и поправившись после болезни, он с головой погрузился в художественную и общественную жизнь. Архангельский – организатор и участник многих художественных выставок. В 1918 г., в период разрухи и хаоса он устраивает выставку «Художественные ценности Симбирска в акварелях Архангельского и Добрынина». В 1921 г. по инициативе Дмитрия Ивановича в Симбирске состоялась выставка «Современное искусство». Архангельский представлял Симбирск-Ульяновск на выставках экслибрисов в Казани (1923 г.) и Ленинграде (1925, 1926 гг.), на выставке «Гравюра СССР за 10 лет» в Москве (1927 г.). В 1926 году в Казани, в Центральном музее ТССР состоялась персональная выставка Д.И. Архангельского, на которой экспонировалась 101 работа художника. Важнейшей страницей в творческой биографии Архангельского 1920-х гг. являются его рисунки краеведческо-этнографического характера. В 1921 г. вышла из печати первая книга Д. Архангельского по краеведению «Симбирская старина в графике Архангельского», посвящённая архитектурным памятникам Симбирска и губернии. В 1923–1926 гг. Дмитрий Иванович создает графические серии «Захолустье», «Архитектурный Симбирск», «Экскурсионная графика», «Век минувший» и др. Большинство из них выполнено в технике линогравюры. 1920–1930-е гг. были одним из самых плодотворных периодов в жизни Архангельского. 49 лет из 95, отпущенных судьбой, прожил Д. Архангельский в родном городе Симбирске, а в 1934 г. он покинул Ульяновск. Семь лет трудился в экспериментальной школе-колонии «Бодрая жизнь» (впоследствии – школа им. С.Т. Шацкого) в Калужской области. Здесь особенно полно развернулся его педагогический дар и обретенный опыт, накопленный в ульяновских школах. Накануне Великой Отечественной войны семья Архангельского переехала в подмосковный посёлок Овражки-Вялки, но до конца своих дней художник, по его выражению, «жил и дышал родным городом». На основе работ 1920-х гг. он написал авторские повторения симбирских пейзажей. Привлекает и покоряет неизменное разнообразие интересов Архангельского. В 1940–1950-е гг. он много работает в археологических экспедициях. Ещё в 1920-е годы изучая памятники древнего зодчества в Поволжье, Архангельский сделал много зарисовок в Казани, Чебоксарах, Свияжске. Русский по происхождению художник оказался весьма чутким исследователем национальных культур Поволжья. Его можно считать одним из тех людей, благодаря которым создаётся и сохраняется осязаемость, материальность и жизнеспособность культурной жизни общества. Художнику была дана какая-то особая внимательность к миру, ощущение его ценности и красоты, во всём он видел большую и благодатную тему для искусства. Многогранно дарование Архангельского. Он был не только художником и неутомимым пропагандистом искусства, страстным краеведом, историком, этнографом, коллекционером. А те, кто хорошо знал Дмитрия Ивановича, — называли его «святым человеком».

 

Волга в акварелях Д.И. Архангельского[Изоматериал] : передвижная выставка по Волге и Волжским городам / М-во искусства и культурной политики Ульян. обл. [и др.] ; [авт. текста В.М. Костягина]. — Ульяновск : [б. и.], 2013. — 11 с.

Гауз, Н. Соловьиный край Дмитрия Архангельского / Н. Гауз // Деловое обозрение . — 2015. — № 5. — С. 54-56.

Гауз, Н. Соловьиный край Дмитрия Архангельского / Н. Гауз // Деловое обозрение . — 2015. — № 6. — С. 46-48.

Костягина В.М. Дмитрий Иванович Архангельский / В.М. Костягина // Календарь знаменательных дат. Ульяновская область. 2015 / Дворец книги — Ульян. обл. науч. б-ка им. В.И. Ленина ; сост. Н.В. Бороденкова ; ред. Н.В. Миронова]. — Ульяновск : [б. и.], 2014. — С. 134-138.

Николаева, О. С Богом в сердце и фамилии / О. Николаева // Вестник . — 2015. — 27 февраля. — С. 6.

Фомина, Т. Душа необыкновенная / Т. Фомина // Народная газета . — 2015. — 9 декабря.  - С. 25.

 

.